ИНФОРМАТИКА [1] - наука об общих свойствах информации, закономерностях и методах ее поиска и получения, записи, хранения, передачи, переработке, распространения и использования в различных сферах человеческой деятельности. Формирование информатики как науки связано с появлением и развитием электронно-вычислительной техники. Опыт моделирования, построения алгоритмов и составления программ для решения конкретных научных и технических задач на ЭВМ, согласования мощности и структуры вычислительных средств со сложностью и характером этих задач стали важнейшей частью информатики. Эта предметная область остается для информатики основной и допускает более узкое и конкретное толкование термина "информатика" как науки о процессах и методах обработки информации.
Информатика объединяет все вопросы применения вычислительной техники, стимулируя ее совершенствование, и определяет пути ее развития.
Информатика включает теорию кодирования информации, разработку языков и методов программирования, математического описания процессов обработки и передачи информации (теория информации). Наряду с автоматизацией обычных вычислительных процессов информатика развивает новые подходы к использованию ЭВМ в различных областях, в частности экспертные системы, системы искусственного интеллекта. В физике широко применяются современные методы и результаты информатики как при математическом моделировании сложных объектов, так и в системах автоматизации эксперимента.
Лит.: Кибернетика. Становление информатики, под ред. И.М. Макарова, М., 1986.
ИНФОРМАТИКА [2, алфавитный словарь терминов] - 1) находящаяся в становлении наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. 2) Родовое понятие, охватывающее все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ.
Как фундаментальная наука информатика связана с философией - через учение об информации как общенаучной категории и теорию познания; с математикой - через понятие математической модели, математическую логику и теорию алгоритмов; с лингвистикой - через учение о формальном языке и о знаковых системах. Информатика тесно связана с такими более специальными науками, как теория информации, кибернетика и системотехника.
Важнейшими методологическими принципами информатики являются изучение природного явления или поведения объекта как процесса обработки информации в искусственных, биологических и социальных системах.
Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности, изучаемыми в информатике, являются: математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели); алгоритмизация (реализация причинно-следственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам); программирование (реализация алгоритма на ЭВМ); выполнение вычислительного эксперимента (получения нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ); наконец, решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений, описанных исходной моделью.
В связи с массовым применением ЭВМ предметом информатики становится изучение закономерностей взаимодействия человека с ЭВМ во всех видах его деятельности. Результаты этого изучения воплощаются в так называемой информационной технологии, т. е. систематических методах и приемах применения ЭВМ в производственных процессах, управлении, образовании, научной работе, проектировании, сфере обслуживания и т. п. Практические применения информатики постепенно формируют новый сектор народного хозяйства, объединяющий вычислительную технику, средства связи, управления и массовой информации и получивший название "индустрия информатики".
Лит.: Кибернетика. Становление информатики, М., 1986. / А.П.Ершов /
ИНФОРМАТИКА [2, словарь школьной информатики] - 1) находящаяся в становлении наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. 2) Информатика (в переносном смысле) - область человеческой деятельности, связанной с применением ЭВМ.
Название науки "информатика" подчеркивает ключевую роль информации как своего основного понятия, образовано в соответствии с традициями латинского словообразования и введено в употребление почти одновременно в ряде европейских стран в середине 60-х годов 20 века (сравните французское informatique, немецкое Informatik). В англоязычных странах эта же наука получила название "computer science".
Предмет информатики существовал и развивался задолго до появления ЭВМ, однако либо покрывался другими науками, либо оставался в стороне от научного анализа. Появление ЭВМ, стремительное их развитие и применение актуализировало проблематику информатики, выявило ее своеобразие, придало ее проблемам масштаб, вычленимость, сформировало большой контингент специалистов. Современная информатика сложилась в недрах математики и кибернетики, схемотехники и электроники, логики и лингвистики. Основные научные направления информатики образуют такие дисциплины, как теоретические основы вычислительной техники, статистическая теория информации, теория вычислительного эксперимента, алгоритмизация, программирование и искусственный интеллект.
Информация, являясь в своей всеобщности скорее общенаучной категорией, нежели конкретным термином, входит в информатику через ее более специфические понятия модели, данных, алгоритма и программы. Используемое при этом понятие ЭВМ (компьютера) относится не только к тем или иным техническим машинам, но и к любому воплощенному или мысленному процессу автоматической обработки информации. Это позволяет применять идеи и методы информатики к изучению информационного взаимодействия в биологических, социальных и др. природных системах.
Прикладная информатика обслуживает науку, технику, производство, и другие виды человеческой деятельности путем создания и передачи в общество информационной технологии. Эффективное и повсеместное освоение этой новой технологии ставит перед всеми видами образования масштабные задачи распространения компьютерной грамотности и содействие ее перерастания в информационную культуру общества.
ИНФОРМАЦИЯ [1] (от лат. informatio - разъяснение, осведомление) - любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биологических, физических и др.), социальных и технических системах и передаваемые звуковым, графическим (в том числе письменным) или иным способом без применения или с применением технических средств. С середины 20 века понятие "информация" стало общенаучной категорией, что было связано с введением количественной меры информации, разработкой теории информации, всеобщим распространением ЭВМ, становлением информатики. В более узком смысле ИНФОРМАЦИЯ - содержание сообщения, рассматриваемое в процессе его передачи, восприятия и использования. Возможность быстрой передачи и автоматизированной обработки огромных информационных массивов, возникшая благодаря появлению ЭВМ и развитию средств связи, привела к становлению принципиально новых технологий во многих областях человеческой деятельности. Появился ряд новых научных дисциплин, изучающих и обслуживающих процессы обработки информации.
Важность (ценность) какой-либо информации зависит от множества обстоятельств и, по существу, не поддается формализации. В то же время во многих случаях, в которых применим статистический подход к процессам получения и передачи информации, полезным оказывается введенное К. Шенноном (C. Shannon) представление о количестве информации, содержащемся в том или ином сообщении. Представление о количестве информации тесно примыкает к понятию энтропии. Связь между этими понятиями становится особенно содержательной, если учесть, что получение любой информации (например, в процессе измерения какой-либо физической величины) неизбежно связано с определенными затратами энергии и времени.
Лит.: Шеннон К., Работы по теории информации и кибернетике, пер. с англ., М., 1963; Колмогоров А.Н., Информация, БСЭ, изд. 2, т. 51, М., 1948; его же, Три подхода к определению понятия "количество информации", "Проблемы передачи информации", 1965, т.I,вып. 1; Бриллюэн Л., Наука и теория информации, М., 1960; его же, Научная неопределенность и информация, пер. с англ., М., 1996; Яглом А.М., Яглом И.М., Вероятность и информация, 3 изд., М., 1973.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ [2, словарь школьной информатики] - одно из проявлений современного развития производительных сил человеческого общества, состоящее в объективном усилении роли достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех видах человеческой деятельности. В своей основе необходимость информатизации предопределяется исчерпанием возможностей экстенсивного развития производительных сил, осознанием ограниченности естественных ресурсов среды человеческого обитания, ростом сложности производственных отношений, появлением, так называемых глобальных проблем, стоящих перед человечеством в целом и требующих осознания его единства на основе нового социально политического мышления.
В широком смысле информатизация означает повышение степени информированности общества в целом и каждого его члена в отдельности, формирование общественного сознания на основе научно обоснованной и достоверной картины мира. При этом важным является не просто пассивная доступность любой информации, а правильное и своевременное ее использование в гармоничном сочетании интересов общества и личности.
Технической основой информатизации является компьютеризация и всемерное развитие систем связи. При этом появляется дополнительная форма отчуждения человеческого знания, его активизация и использование как непосредственной производительной силы в виде программного обеспечения ЭВМ. Научной и методологической основой информатизации служат информатика, кибернетика и их прикладныенаправления.
Важной социально-образовательной предпосылкой информатизации является распространение компьютерной грамотности и становление информационной культуры в обществе.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ [2, словарь школьной информатики] - создаваемая прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех областях человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. Информационная технология всегда являлась неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации, и ее многовековое развитие взаимообусловливало параллельное развитие производства, науки, искусства и образования. В основе информационной технологии лежат те или иные технические изобретения (печатный станок, телеграф, фотоаппарат, пишущая машинка, телефон, звукозапись, радио, телевизор, видеозапись и др.), которые со временем приводили к созданию грандиозных социально-технических структур, удовлетворявших информационные потребности общества (книгопечатание, почта, электросвязь, радио- и телевещание, кинематограф, пресса, библиотечное и архивное дело).
Изобретение ЭВМ, в особенности микропроцессоров, приводит к революционным изменениям И.т. Помимо того, что ЭВМ является главным средством автоматизации физического и умственного труда, компьютер посредством безбумажного способа делопроизводства, электронной почты, машинной графики, оптических дисков и безнаборного способа печати объединяет существовавшие ранее раздельно средства И.т., придавая им невиданную гибкость и взаимодополняемость.
Литература
- Физическая энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. Ред. кол. Д.М.Алексеев, А.М.Балдин, А.М.Бонч-Бруевич, А.С.Боровик-Романов и др. - М.: Сов.энциклопедия, Т.II. 1990. 703с., ил.
- Математический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ю.В.Прохоров; Ред кол.: С.И.Адян, Н.С.Бахвалов, В.И Битюцков, А.П.Ершов, Л.Д.Кудряацев, А.Л.Онищик, А.П.Юшкевич. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. -847с., ил.